ВОЛОНТЕРСКИЙ ЭКОЛАГЕРЬ В ЛАДОЖСКИХ ШХЕРАХ — СОВСЕМ СКОРО

2 июля в северном Приладожье, на острове Кильпола, откроется месячный волонтерский лагерь «Чистая Ладога». Вместе с дежурящим неподалеку лагерем Добровольных лесных пожарных это пока главные природоохранные проекты на территории свежесозданного национального парка.

Постановление о его создании было подписано премьером Дмитрием Медведевым 29 декабря 2017 года. Однако пока у новой федеральной ООПТ (особо охраняемой природной территории) нет ни Положения, ни бюджета, ни директора, ни штата. Все это должно появиться в следующем году (назначения директора ждут в октябре), но начало летнего туристического сезона показывает: срочная помощь территории нужна уже сейчас. После катастрофически знойного лета 2010 года нынешний сезон, как предполагают, будет самым жарким за 8 лет. Аномально теплый май это подтверждает. Но негативное отличие нынешнего сезона от 2010 года в том, что теперь отдыхающие могут за 2 часа примчаться в Шхеры по новой трассе Петербург-Сортавала. Транспортная доступность на фоне жары привела к шквальной антропогенной нагрузке. Сейчас в Шхерах вблизи пунктов, куда можно подъехать на машине и спустить лодку, с трудом отыскиваются свободные стоянки. Местами берег по многолюдью напоминает Комарово. Итог  предсказуем – увеличение количества мусора на стоянках, вырубка живых деревьев из-за отсутствия сухостоя и рост числа пожаров. Последние – самое страшное зло, потому что от одного непотушенного костра за несколько часов полностью выгорает целый остров. И восстановление его экосистемы вряд ли увидят даже наши дети – скорее всего, только внуки. Несколько лет назад пожаром был уничтожен уникальный остров-гора напротив поселка Терву – «Шапка Мономаха». Шапки теперь на нем нет, потому что нет деревьев. Благодаря усилиям волонтеров, которые на своих плечах натаскали на вершину горы грунт, наверху появился красивый альпийский луг с цветами. Но леса уже нет и вряд ли когда-то будет. В этом году Добровольные лесные пожары успели поработать уже на 8 больших и малых пожарах, тогда как в прошлые годы за весь сезон бывало только 3-4. Что нас ждет в июле – остается только гадать. И если бы не добровольцы, тушить острова было бы просто некому. У карельского МЧС сил на это просто нет. Но и в лагере пожарных добровольцев людей катастрофически не хватает. Почти ежедневно Добровольные пожарные распространяют новые призывы для волонтеров в соцсетях. Со 2 июля, правда, пожарные получат дополнительный людской ресурс в виде лагеря «Чистая Ладога», который собирается бороться с другой напастью Шхер – мусором. Но, как показывает практика, полностью потушить лесной пожар без специального оборудования и подготовки очень трудно.

14 июня общественники, пытающиеся своими силами охранять природу в Ладожских шхерах, собрались в Петербурге на круглый стол. Не смогли приехать Добровольные пожарные – потому что тушили (и продолжают тушить!) горящий торфяник под поселком Молодцово. Временный оперативный управляющий национального парка – Росприроднадзор – на приглашение не отозвался. Единственный положительный фактор, которым на фоне всех бед утешают себя экоактивисты – что нацпарк все-таки создан. Процесс создания длился 15 лет, последовательно сменили друг друга три проекта. За это время изрядная часть территории, подлежащая включению в ООПТ, была застроена, правдами-неправдами выведена из лесного фонда и распродана. Несколько раз создание нацпарка висело на волоске – когда, например, два года назад «Роснефть» попыталась было вывести из проекта 4 тысячи Га – предположительно, под дачи своему руководству. Или когда осенью 2017 года Росрыболовство и Минсельхоз потребовали изменить проект, так как распределили в Шхерах (уже после получения проектом положительного заключения госэкпертизы) новые участки под рыбоводческие фермы. Пока тянулось многолетнее «несоздание», остановить массовую застройку берегов было невозможно. В итоге нацпарк создан «в дырочку», то есть в последний момент из готового проекта пришлось спешно вырезать проданную «сельхозку». И того, что в итоге получилось и под чем подписался Медведев, пока никто не видел. Остается надеяться, что контуры территории не сильно отличаются от самой последней версии проекта. Впрочем, одно известно точно – он включает в себя 120 тысяч Га, из которых 80 тысяч – суша, остальное – акватория. Это уже очень неплохо. Если бы нацпарк не создали сейчас, то, скорее всего, его не создали бы никогда. И процесс деградации Шхер стал бы необратимым.

Впрочем, нацпарку рады далеко не все. И ладно бы его критиковали «штатные» враги вроде лесозаготовительного, рыбозаводческого или девелоперского бизнеса. Но страхи и даже прямые обвинения звучат из уст представителей, казалось бы, лояльного сообщества – туристов. Многие всерьез уверены, что нацпарк создан именно в угоду богатому строительному и рекреационному бизнесу, и что теперь все стоянки станут либо платными, либо заменятся базами отдыха и дачами для богатых. Возразить им можно лишь одно: разве мало было баз отдыха и дач для богатых в Шхерах до 29 декабря прошлого года? Отсутствие нацпарка ничуть не мешало им разрастаться. Полагать же, что создание нацпарка их дополнительно простимулирует, означает совсем не разбираться в законодательстве. «На моей практике ни разу не было того, чтобы для строительства вип-дачки участок прежде всего не вывели из ООПТ, — говорит Алексей Травин, координатор инициативной группы «Ладога», которая боролась за создание нацпарка. – Статус ООПТ элитному дачнику абсолютно не нужен». Даже самый известный берегозахват в Шхерах, дачу Управделами президента РФ в заливе Мариенлахти под Сортавала (это там, где самый лучший асфальт в Карелии, и откуда Верховный Главнокомандующий совершает свои рейсы на Валаам), при создании нацпарка из охранной территории вырезали. Активисты надеются, что охранный статус как раз таки поможет остановить захват Шхер.

Скептиков можно понять. Они живут воспоминаниями о 80-90-х, когда в Северном Приладожье было мало народу, все берега были открыты, и Ладога принадлежала «диким туристам». Учитывая, что статус нацпарка в теории не исключает введения платного входа, люди считают себя обокраденными. Но, с другой стороны: того туристического рая, что был 20 лет назад, в Шхерах давно нет и уже не будет. Из-за удобной транспортной доступности человеческая нагрузка возросла в 2,5-3 раза. Разрослись – безо всякого нацпарка! – самозахваты и застройка. Горы мусора, несмотря на усилия эковолонтерских групп, появляются каждый сезон. «Если из нынешней конструкции – трасса Питер-Сортавала, толпа народу, жара – убрать нацпарк, то процесс разрушения природы Шхер мы не остановим». К сожалению, возврата к прошлому нет. А как-то защитить уникальную экосистему в условиях капитализма нужно. Нацпарк – один из таких инструментов защиты, причем не только природы, но и людей. «Национальный парк – наиболее демократичная форма охраны природы, — считает Травин. — В сравнении с заповедником, где ходить можно только по определенному маршруту и в сопровождении инспектора, нацпарки нацелены как раз на предоставление возможности экотуризма». По его словам, в схеме зонирования закрытые резерваты присутствуют, но их мало и располагаются они в материковой части. Вся прибрежная часть – открыта, как и раньше. Южный склон горы Петсиваара заповедуется, потому что там произрастают краснокнижные виды растений, но с противоположной стороны оставлен «коридор» для посещения вершины. Травин успокоил председателя Питерского клуба рыбаков: любительский лов рыбы в нацпарке не запрещается. Что касается опасений по «закрыванию» мест для палаток, то Алексей призывает туристическое сообщество поучаствовать в создании схемы общедоступных стоянок: «По идее, в нее нужно включить все стоянки, которые стихийно сложились годами. Впрочем, некоторые стоянки – на дальних островах, где люди останавливались в аварийном режиме, хорошо бы ликвидировать. Там располагаются колонии птиц, яйцекладки, а наличие постоянного человеческого пребывания может привести к их исчезновению».

Вобщем, нам хочется верить, что нацпарк (при условии назначения честного и ответственного директора) сумеет примирить интересы природы и туристов. Если вы знаете другой эффективный способ защиты природы Шхер, без нацпарка – то предложите его. А также – вне зависимости от того, как относитесь к национальному парку – приезжайте в волонтерские лагеря «Чистая Ладога» https://vk.com/cleanladoga и Добровольных лесных пожарных https://vk.com/forestfire_ru . Тушить пожары, убирать мусор и чувствовать себя нужным.

Комментариев нет

Оставить комментарий