Участки в Моторной бухте рисовали на коленке и продавали за бесценок ничего не подозревающим подросткам, дояркам и кладовщицам, чтобы затем «переуступить» более серьезным покупателям
Расследование «Новой» вскрыло масштабную махинацию по распилу берегов Ладоги, Вуоксы, озер Суходольского и Отрадного, в которой фигурирует несколько десятков юрлиц и сотни гектаров леса. Главный фигурант уже находится в СИЗО, а подставные собственники хором уверяют, что не знают ни о каких участках. Администрация Приозерского района не спешит воспользоваться предъявленными доказательствами и аннулировать подложные документы.
О появлении на кадастровой карте посреди песчаного пляжа коттеджного поселка под названием ДПК «Пригородное» мы рассказали в марте. Сейчас, спустя два месяца, редакция располагает полным комплектом документов (на первый взгляд, добротно сделанным, но только на первый), в результате которого лесной фонд на песчаной дюне превратился в частные участки сельхозназначения. Забегая вперед, скажем, что уже три зиц-собственницы из 14, на которых оформлен берег бухты, заявили под запись, что они ничего не покупали и паспортные данные были использованы без их ведома.
Поддержал народную инициативуВ феврале 2010 года жительница города Кировска Юлия Борисовна Макарованаписала тогдашнему главе Приозерского района Сергею Дорощуку трогательное в своей наивности письмо, где от имени «инициативной группы граждан, объединившихся для создания дачного массива» просит «выделить земельный участок площадью 3,64 га» на берегу Ладоги, в поселке Моторном. Разве мог Сергей Дорощук отказать инициативным гражданам? Резолюция Дорощука — «передать в работу» — появляется с нереальной для бюрократического делопроизводства скоростью: уже в апреле 2010-го глава подписывает постановление об утверждении границ участка дачного потребительского кооператива «Пригородное», о межевании и постановке на кадастровый учет. В начале 2011 года инициативу невиданной щедрости подхватывает новая глава района Светлана Потапова (в настоящий момент — депутат ЗакСа Ленинградской области. — Прим. ред.). Она передает «Пригородному» в лице его председательницы Юлии Макаровой участок в Моторной бухте на срок 11 месяцев.
Зачем потребовалась «прокладка» в виде срочной аренды, догадаться несложно. Дело в том, что арендаторы имеют преимущественное право выкупа своего участка, причем по льготной цене. Вот и члены ДПК, арендовав участок 47:03:020004:15 всего 2,5 месяца, уже в мае 2011 года выкупают 3,64 гектара в собственность за… 558 тысяч рублей! В приложении к постановлению главы есть список счастливчиков, где указано, что каждый из них уплатил за свой элитный кусок берега Ладоги всего 40 тысяч рублей. Более того, 0,8 га предоставлены дачному кооперативу и вовсе бесплатно (!), как «имущество общего пользования» кооператоров.
Абсурдно низкая цена, утвержденная администрацией, была предложена неким ООО «Агентство недвижимости и оценки «Альтернатива». Если бы эти оценщики проявили минимальную объективность, они бы заметили, что при возрасте сосен на участке 80–90 лет он не может быть отнесен к категории сельхозназначения: как минимум 80 лет здесь никакой сельхоздеятельности не велось.
Впрочем, и оценщики, и администрация, и, что особенно важно, директор Приозерского лесничества могли бы обратить внимание на самое главное: по действующему на тот момент лесохозяйственному регламенту данный участок черным по белому относился к лесному фонду. А именно — к 62-му кварталу Куйбышевского участкового лесничества. Белое пятно на месте участка появилось в регламенте задним числом лишь в 2013 году.
Вопросы экоактивистов, на каком основании лесной фонд перевели в участок сельхозназначения, лесничие и их начальство — Комитет по природным ресурсам Ленинградской области — проигнорировали.
Нынешний глава района Александр Соклаков в интервью «78-му каналу» заявил, что участок был-де сельскохозяйственным всегда, и относился к угодьям совхоза АОЗТ «Судаково», откуда и поступил в собственность муниципалитета.
«Новая» изучила документы о перераспределении земельных активов АОЗТ «Судаково». Действительно, в 2006 году еще один глава района, ныне депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Яхнюк забрал в собственность района порядка 2000 га земель совхоза. Где именно находились эти участки и был ли среди них участок в Моторной бухте — неизвестно, так как никакого графического приложения к постановлению Яхнюка обнаружить не удалось. Но даже если администрация чудесным образом найдет схему с этим участком, следует обратить внимание, что 1342 га из полученных у совхоза земель относились к ранее арендованному им лесному фонду! Это объясняет, почему Приозерское лесничество до 2013 года считало участки у Моторной бухты лесом. Совхоз не имел права передавать в собственность району государственный лес, полученный во временное пользование. А муниципалитет, разумеется, не имел права продавать его частникам.
Элитные доярки и тинейджеры
Кто же эти 14 счастливчиков, получившие почти задаром элитную землю? Первое, что бросается в глаза: двум членам ДПК «Пригородное», жителям Приозерского района Надежде Валерьевне Закутаевой и Владимиру Романовичу Комарову на момент подачи заявки на получение участка… не было 18 лет! Первая родилась 8 марта 1992 года, второй — 30 марта, а заявка от их имени подавалась 5 февраля 2010-го. Соответственно, ни в какие земельные кооперативы они не имели права вступать, а администрация района не имела права рассматривать их заявки! Еще одной юной покупательнице, жительнице поселка Петровское Татьяне Николаевне Корунцовой едва исполнилось 18 — она родилась 25.01.1992.
Почти все адреса проживания кооператоров оказались вымышленными. В списке повторяются поселки Плодовое и Ларионово, но улица, на которой в них живут члены «Пригородного», якобы одна и та же — Шоссейная. Однако ни в Плодовом, ни в Ларионово нет улицы Шоссейной! Зато она есть в Петровском. Можно предположить, что в настоящих адресах людей с Шоссейной улицы в Петровском просто поменяли названия поселков. Проверка по трем зиц-собственницам подтвердила эту версию. Жительницы Петровского Марина Александровна Голубова (кладовщица), Людмила Владимировна Евтеева (доярка) и уже упомянутая Татьяна Корунцова действительно проживают по указанным адресам, на Шоссейной, но в постановлении главы их переселили в Ларионово. Видимо, авторы аферы не хотели, чтобы фамилии шли как в списке паспортного стола. Но придумывать разные улицы они поленились.
В администрации Приозерского района не проверили заявку и передали золотой участок людям, проживающим по несуществующим адресам.
«Новой» удалось дозвониться до Голубовой, Евтеевой и Корунцовой. Все они заявили, что не имеют никакого отношения к участкам в Моторной бухте. При этом две женщины добавили, что о таинственных участках их спрашивают уже не первый раз. К ним даже приезжал следователь и опрашивал в рамках какого-то уголовного дела. Обе предполагают, что их паспортные данные могли быть похищены для формирования подложных документов.
Другой наш собеседник в Петровском (его имя есть в редакции) имеет иную версию. «10–15 лет назад в Петровском жителям постоянно предлагали предоставить свои паспортные данные для оформления каких-то документов на участки. Платили от 500 до 1000 рублей «за паспорт». (В материале «Новой» об аналогичных махинациях в Токсово 2003–04 гг. в уголовных делах фигурировали более солидные суммы — 300–500 долларов. Вероятно, сказалась удаленность от города и более скромные запросы жителей Петровского. — Прим. ред.). «Многие соглашались, — продолжает наш собеседник. — Предложения исходили от фирмы братьев Кардашей — Михаила и Вячеслава. Именно тогда в лесу на берегах Ладоги, Вуоксы, Отрадного и Суходольского появилось множество «сельхозучастков», которые продолжают всплывать и продаваться до сих пор».
В отношении братьев было возбуждено уголовное дело. В декабре прошлого года Вячеслав Кардаш был задержан и в настоящий момент содержится в СИЗО в Петербурге. Михаил Кардаш исчез. Говорят, он бежал за границу. К слову, в деле фигурирует стопка старой бумаги и антикварная пишущая машинка, на которой братья набивали постановления о выделении участков от имени администрации якобы начала 90-х гг.
Братья Кардаш и сестра Макарова
Согласно базе ЕГРЮЛ, оба брата являются учредителями ДПК «Пригородное». Третья соучредительница, Юлия Макарова, как мы помним, выступала от имени кооператива. ДПК зарегистрирован в январе 2008 года; помимо него, за Кардашами, Макаровой и другими аффилированными лицами значится в сумме около 50 (!) фирм, включая недействующие. Большинство из них, как и «Пригородное», зарегистрированы по одному и тому же адресу — Приозерск, Инженерная ул., 4, причем многие оформлены в один день — 30.07.2007. В отношении некоторых ФНС установила недостоверность адреса. Большая часть названий совпадают с наименованиями коттеджных поселков, что позволяет оценить географию деятельности. Это ДНП «Водный мир», ДПК «Волчий мыс», ДНП «На Вуоксе», ДНП «Жемчужина Карелии», ДПК «Макаров бор» (видимо, Макарова решила увековечить свою фамилию. — Прим. ред.), ДПК «Архипова гора», ДПК «Каменный берег», ДПК «Новая Надежда», ДПК «Осиновый ручей», ДПК «Гринвуд», ДПК «Жемчужина», ДПК «Золотые пески», ДНП «Северный берег», ДНП «Озерный рай», ДНП «Бобровый хутор», ДНТ «Береговое», ДНТ «Тихая бухта», ДНП «Игора» и множество других.
Наряду с Кардашами и Макаровой в документах чаще других упоминаются четверо фигурантов — Алексей Владимирович Воробьев (его в Петровском знали как «юриста Кардашей»; он совладелец 41 компании), Владимир Петрович Васильев, Эдуард Геннадьевич Нестеренко и, как ни странно, заведующая детским садом № 1 Киришей Наталья Анатольевна Жукова. И вновь встречаются уже знакомые нам жители Петровского, которые заявили, что они не при делах.
Фигурант сидит, а его поселки строятся
Казалось бы, после публичного отказа зиц-собственников от своих прав (их слова прозвучали в репортаже программы «События недели» на 78-м канале 12.05.2019) первое и главное, что должна сделать администрация района, — немедленно запустить процесс аннулирования участков. Тем более что к этому взывают авторы многочисленных обращений не только по Моторному, но и по другим сомнительным участкам на Ладоге и других озерах. Однако глава района Александр Соклаков на все просьбы отвечает, что он неправомочен и время проводить проверку муниципального земельного контроля еще не подошло. Но оно может подойти, когда лжесобственники сбудут с рук свои участки «добросовестным приобретателям» и те явятся на берег Моторной бухты со строительной техникой?
13 марта на приеме у главы района побывали участники движения «Открытый берег». Представив список из 33 сомнительных участков на берегу Ладоги, включая Моторную, активисты попросили принять меры к возвращению их государству и инициировать от имени района скорейшее создание запланированного заказника «Моторное – Заостровье» с включением туда Моторной бухты (сейчас она туда не входит). Соклаков пообещал, но
спустя полтора месяца активистам пришел ответ, где глава района обещает включить спорные участки «в ежегодный план муниципальных проверок на 2020 год», а пока «проводится работа по выявлению собственников». Притом что список собственников с личными данными лежит в архиве актов администрации!
По остальным свеженарисованным участкам (только на Ладоге их совокупная площадь вместе с Моторным — 90 га) Соклаков ответил, что «проверить законность выведения земель из лесного фонда не представляется возможным ввиду отсутствия у администрации района соответствующих полномочий». Аналогичные ответы, написанные, похоже, под копирку, получены из администраций Громовского и Ларионовского МО.
Факты захвата лесного фонда в Приозерском районе (кроме Моторного) признали даже лесничие! ЛОГКУ «Ленобллес» выявило «факты двойной регистрации земель лесного фонда Приозерского лесничества — как земель особо охраняемых природных территорий и земель сельскохозяйственного назначения». Об этом корреспонденту «Новой» сообщил зампредседателя Комитета госэконадзора Ленинградской области Андрей Ермолов. Некоторые береговые участки на Ладоге объявлялись даже не сельхозкой, а особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) — якобы для будущего заказника «Моторное – Заостровье». Однако заказник до сих пор не создан, а вот участки «земель ООПТ» в его границах теперь разрешено передавать в частную собственность, что район и сделал.
Складывается странная ситуация. Силовые структуры возбудили дело, лесничие признали, что у них украден лес, а муниципалитеты, прекрасно зная обо всем этом, а также о толпе собственников с поддельными адресами, продолжают оберегать незаконные приобретения.
Статья опубликована в «Новой Газете. СПб»
Комментариев нет